30-05-2020 15:32:08

Пішов у Вічність Валерій Давидович Берлін

Михаил Красиков, профессор НТУ «ХПИ»


СВЯЗУЮЩИЙ


Памяти Валерия Берлина


15 мая 2020 года не стало патриарха харьковского краеведения Валерия Давидовича Берлина, чьи публикации в «Красном знамени» и «Времени» помнят, а некоторые и хранят давние читатели газеты.
Летом 2013 года мы со студентом театрального факультета Харьковского университета искусств имени И.П. Котляревского Андреем Кононенко во дворе дома профессора Степана Сурукчи на улице тогда еще Чубаря проводили «акции эстетического сопротивления». У нас были основания верить слухам о том, что дом с великолепной террасой, на которой пели Шаляпин и Вертинский, могут снести. Первым, кого я пригласил выступить и рассказать о пребывании Шаляпина в нашем городе и в доме на Садовой в частности, был Валерий Берлин, поскольку именно он и открыл для харьковчан великую культурную историю забытой городской усадьбы, добился еще в начале 2000-х установления на этом здании мемориальной доски в память о пребывании здесь певца, да и вообще был автором книги о Шаляпине в Харькове. Выступающих мы объявляли с Андреем по очереди, и вышло так, что представлять краеведа выпало не мне, знавшему оратора с конца 1970-х, а студенту, услышавшему это имя пять минут назад, и он сказал: «Предоставляем слово профессору Валерию Берлину». Я не сдержался:
- Валерий Давидович не профессор… Он академик!
Не успел я развить мысль, как Андрюша тут же исправился:
-Извините… Слово академику Берлину!
- Академик — по тем знаниям, которые у него есть, по тем исследованиям, которые он провел. Хотя у Валерия Давидовича нет ученых степеней и званий, но он их вполне достоин, — закончил я представление нашего гостя.
Семь книг и порядка 300 краеведческих статей, вышедших при жизни автора, 55 лет непрерывного исследовательского труда — весомый аргумент в пользу такого заключения.
Детство и юность Валерия прошли далеко от нашего города. Он родился 28 августа 1938 года в Николаеве. Его отец, Давид Гительмахер, был корабелом-электриком, в годы войны в бригаде академика И.В. Курчатова занимался проблемой размагничивания мин, дослужился до полковника ВМС, впоследствии работал в Харькове старшим военпредом на ХЭЛЗе. «Матушка», как всегда ее по-старинному называл сын, Бронислава Моисеевна Берлин, в чьем роду было много музыкантов, причем известных, окончила Московскую консерваторию (наставником ее был знаменитый Григорий Гинзбург) и 24 года преподавала в Харьковском институте искусств. В войну Валерий с мамой жил в Ташкенте, потом в Москве, затем были Николаев и Комсомольске-на-Амуре. В молодом городе на Дальнем Востоке, где семья прожила 8 лет, юноша окончил историко-филологический факультет Педагогического института и опубликовал свои первые рецензии и заметки в газете «Дальневосточный Комсомольск». А в 1962 году отца направили в Харьков, и с ним переехало все семейство. Молодой человек поначалу работал переводчиком, корректором. В 1973 — 1976 годах был научным сотрудником мемориального музея И.Е. Репина в Чугуеве, а затем большую часть жизни учил детвору играть в шахматы в детской спортивной школе. Таков его скромный послужной список, такова внешняя канва его жизни. Биография его как краеведа куда насыщенней и интересней.
В семье будущего культуролога царил культ Искусства, благоговейное отношение к памятникам культуры мальчик впитал с детства, его до отчаяния доводила мысль о том, что в пожаре 1812 года сгорела рукопись «Слова о полку Игореве», что Гоголь уничтожил второй том «Мертвых душ», что неизвестна судьба многих полотен К. Брюллова, И. Репина, М. Врубеля… А в 11 лет в Колонном зале Дома Союзов в Москве на празднике в честь 135-летия со дня рождения М. Лермонтова Валера услышал Ираклия Андроникова, и эта встреча определила его судьбу. Он жадно ловил каждое телевизионное выступление исследователя-артиста, буквально «проглотил» подаренную отцом книгу Андроникова «Записки литературоведа», которая, по его словам, заставила задуматься, «как много интересного проходит мимо нас», и, повзрослев, стал, как и его кумир, «охотником за тайнами».
20 февраля великолепный Ираклий приехал в Харьков с концертами в ДК Строителей, и начинающий искусствовед сообщил ему о том, что вышел на след неизвестных живописных работ Лермонтова. Так завязалось их сотрудничество в поисках культурных сокровищ. Впоследствии, оценив знания, увлеченность и умение работать молодого коллеги, Андроников дал ему такую характеристику: «Это человек, перед которым открываются двери и сундуки». Признаюсь, меня тоже всегда изумляло и восхищало, как удается Валерию Давидовичу находить уникальные фотографии, рукописи, картины у людей, часто даже не имеющих никакого отношения к искусству, а главное — как удается убедить их дать материал для публикации. Иногда помогал советами и рекомендательными письмами Андроников. Так появились в печати опубликованные Берлиным изумительные воспоминания харьковского этнографа Василия Васильевича Иванова о пребывании Ф. Шаляпина в Васищево в гостях у Енуровских, о разыгравшейся там трагедии (смерти сына певца) и последовавших событиях. А ведь владелец этой рукописи долго не давал согласия на публикацию. Вполне закономерно, что первую свою книгу Берлин посвятил Ираклию Андроникову.
На этой книге, вышедшей в 1995 году в издательстве «Око» и называвшейся «Приглашение к тайне», автор мне написал: «Дорогому Михаилу Михайловичу Красикову одну из первых вех моего притяжения к прекрасному и зыбкому огню утраченных истин и человеческих судеб». Зыбкость огня — очень точный образ! Культура — не один огромный факел, а скорее разбросанные на огромном пространстве горячие угольки, и кто-то должен подойти и дунуть, чтоб огонек разгорелся ярче и его увидели. В этом — миссия историка культуры. И Валерий Берлин сделал для нас зримыми десятки достойных человеческих судеб, необычайно расширив наше культурное пространство. А. Чехов, И. Репин, С. Рахманинов, К. Шульженко, А. Иваницкий, М. Ковалевский, М. Тарханов, Э. Казакевич и еще многие деятели культуры и науки открылись для нас с новых, иногда неожиданных, сторон благодаря изысканиям харьковского краеведа. А о скольких замечательных людях мы вообще узнали впервые из публикаций Берлина! Такой труд называется одним словом — подвижничество.
«Лебединой песней» его стала вышедшая в 2018 году в харьковском издательстве «СИМ» книга «З.Е. Серебрякова. На пути в Париж». В 1970-е годы автору книги посчастливилось познакомиться с детьми художницы — Татьяной и Евгением, переписываться с ними. Встречался он и с Галиной Тесленко, ближайшей подругой и моделью Зинаиды Евгеньевны в 1920 — 1921 годы, а еще — он первым из харьковчан открыл село Нескучное в 30 километрах от областного центра как родину Серебряковой и заговорил о необходимости увековечения ее памяти. Подарком судьбы была встреча в Липцах с 95-летней Анной Чуркиной. В картине «Жатва» ее дважды изобразила художница. Рассказ о ней Берлин назвал «Сошедшая с полотна» и начал его с вопроса: «Что бы вы сказали, если бы «смолянки» Левицкого или крестьянки Венецианова вдруг сошли с холста и заговорили?» У меня кружится голова, когда я смотрю на фотографию постаревшей «серебряковской девушки», сделанную автором книги 40 лет назад. И надо, чтоб кружилась — ведь это то, что называется «связь времен». А Валерий Берлин и был СВЯЗУЮЩИМ.

 

Источник: страница Михаила Красикова в фэйсбуке